Дима Руттер (dima_r) wrote,
Дима Руттер
dima_r

Category:

Учитель и Гуру

Казалось бы, близкие понятия. Но для меня очень разные.

Для меня учитель - это человек, который помогает мне освоить что-то конкретное: математику, НЛП, альпинизм, Чжун Юань Цигун. Обычно с таким человеком заключается как бы контракт с заранее оговоренными условиями: он учит, я плачу деньги. Часто учат бесплатно, но потом я, например, иду в горный поход с тем, кто проводил тренировки. Можно отдать долг просто искренней благодарностью, хотя это самое трудное.

Иногда меня специально не учат, а я все равно втихаря учусь. Сюй Минтан как-то сказал, что в Китае это очень распространено и называется "to steal with eyes" - подглядывать, что делает мастер и пытаться повторить. А можно солидно назвать это моделированием :)

Гуру - это нечто большее, чем учитель. Ему не нужен контракт: гуру и так знает, что нужно ученику, даже если тот его ни о чем не просит или вообще сопротивляется :))) Естественно, гур вокруг полным-полно. И почти все ложные.

Учитель принимает, учит и выпускает своих учеников (м.б. после после многих лет обучения и т.д.) Гуру не хочет и не может их отпустить, разве что посылает с каким-то заданием.

Сюй Минтан часто говорит, что в Чжун Юань Цигун нет единственного вечного учителя: ученик меняется и ему нужны разные учителя. И в других областях у человека обычно много учителей, это правильно. А вот у "огуреченного" (подсевшего на гуру) 2х гур обычно не бывает.

Гуру "впечатывает" себя в ученика - учитель развивает то, что может, и не трогает то, что не мешает.

Между учеником и учителем часто устанавливаются хорошие человеческие отношения. Гуру обычно обожают и ненавидят одновременно.

Учитель получает от ученика некоторый кредит доверия. Однако если он выходит за рамки, ученик способен отреагировать адекватно. Доверие к гуру должно быть безграничным.

Попав к неподходящему учителю, ученик обычно может избавиться от его влияния и найти другого. Уход от неподходящего гуру не всегда возможен и м.б. очень болезненным.


Казалось бы, учителя - лапочки, а гуру - бяки. Но не все так просто.

Учитель приходит тогда, когда ученик готов. До того ему нечего делать: ученик просто не заинтересуется обучением и не станет заключать контракт. Но жизнь коротка и ее может просто не хватить для того, чтобы дорасти до нужного мне учителя. А гуру может поднять кого угодно, даже против его воли (потом ученик будет ему благодарен).

Учитель обычно помогает личностному росту ученика, т.е. развивает определенные навыки, умения. Произойдет ли при этом сущностный рост (глубокие внутренние изменения, выход на новый уровень и т.д.) - зависит от самого ученика. А тот, как правило, не понимает, что это такое, боится и упирается всеми руками и ногами(м.б. неосознанно). Гуру обеспечивает сущностный рост своих учеников. Например, Ошо несколько лет хранил обет молчания, но помогал членам своей коммуны просто тем, что находился рядом с ними.

Я могу как-то планировать свой личностный рост: хочу выучить то, освоить это... Сущностный рост я планировать не могу - просто не вижу, что меня может ждать за поворотом. Каждый удачный шаг это маленькое чудо, а при неудачном можно и серпом по яйцам получить. Гуру может помочь двигаться более уверенно и эффективно.


Наверное, "чистых" гуру или учителей не существует: учитель все-таки старается помочь сущностному росту своих учеников; гуру их хоть каким-то навыкам, да обучает. Но типичным гуру, пмсм, был Христос: взял, например, простого деревенского рыбака, и безо всяких семинаров сделал из него апостола. Из наших почти-современников - Ошо. Он, конечно, и конкретным вещам учил (динамической медитации, например), но больше просто держал учеников при себе, и они реально духовно росли.

К сожалению, ученики гуру никогда не дотягивают до его уровня. Они бы и рады, но не могут: их сущностный рост был неосознанным и целиком завязанным на него. Когда гуру уходит, им становится очень хреново. Их уровень м.б. очень высок, и они сами зачастую становятся известными учителями или гуру. Но уровень их учеников скорее всего будет ниже, в следующем поколении - еще ниже, и т.д. - система деградирует. Да простят меня верующие, но вся история христианства является этому примером. Аналогично, многие ученики Ошо являются великолепными учителями - но кто из их учеников хотя бы приближается к ним?

Типичным учителем, опять же пмсм, был Гаутама Будда. Его боготворят, но он не просто был вместе со своими учениками - он их реально учил, дал различные практики. И буддизм до сих пор существует как живое учение, и были будды и после Гаутамы.


Так что надо, конечно, ориентироваться на учителей. Но как хочется перескочить сразу через несколько ступенек...

Вот так как-то.
Или немножко иначе.
А может быть, совсем наоборот.

Еще в тему: Ошо vs Сюй Минтан; ОГуречивание
Tags: ethic, training, world structure
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments