Дима Руттер (dima_r) wrote,
Дима Руттер
dima_r

Чертоги Памяти

Я сейчас прохожу на Курсере Learning How to Learn - небольшой симпатичный и полезный курс. Там приводятся разные приемы для успешного обучения. Некоторые из них я знаю, но никогда не применял. Например, технику "Чертоги Памяти" для быстрого долговременного запоминания материала.




Когда мы узнаем что-то новое, эта информация попадает в т.н. кратковременную память. Мы можем это вспомнить, в лучшем случае, в течение несколько дней. Но отдельные детали могут исказиться уже через несколько часов и даже минут, особенно если человек не тренирует свою память регулярно (знакомо выражение "врет как очевидец"? :)

В долговременную память, доступную через годы и десятилетия, информация попадает только если к ней обращаются несколько раз, причем через значительные промежутки времени. Именно поэтому выученное в ночь перед экзаменом сразу искажается и быстро забывается.

Но есть техника, позволяющая запоминать быстро и надолго. Ее используют все профессионалы, участвующие в соревнованиях по запоминанию, способные за несколько минут запомнить тысячи лиц, чисел, карт и т.д. Наверняка она используется спецслужбами для подготовки Штирлицов. Почему я до сих пор ее не применял - сам не понимаю :)

Называется техника Чертоги Памяти. Заключается она в том, что мы мысленно создаем себе некоторое хранилище для воспоминаний. Это может быть сказочный дворец, как на картинке в начале поста, или пещера с сокровищами, или, может быть, какое-то знакомое помещение в доме или оффисе, да хотя бы и кухня. Важно, чтобы это помещение было знакомым, чтобы по нему было легко мысленно пройти.



Каждый раз, когда мы знакомимся с чем-то новым, нуждающемся в запоминании, мы мысленно заходим в это помещение и оставляем там образ своего воспоминания. Лучше не укладывать его в ящик, а оставить на виду, причем в неожтданном, смешном месте. Еще лучше, если воспоминания будут иметь какую-то странную или смешную форму. Лектор на курсе приводит пример: летающий мул в гостинной :) Если такая форма хранения воспоминия будет мешать, то через некоторое время ее можно изменить, например, поместив мула в шкаф. Но стоит оставить снаружи хвостик, за который его можно вытащить при необходимости.

Нет смысла оставлять во дворце информацию маленькими порциями. Лучше, наоборот, объединять ее в логически связанные куски. Например, материал одной лекции, главы, связанные друг с другом формулы, и т.д. Каждый такой блок (chunk) должен иметь ассоциированный с ним образ, вроде летающего мула или какого-то другого прикольного предмета.



У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система: визуальная (когда в первую очередь бросается в глаза внешний вид), аудиальная (звуки) или кинестетическая (ощущения) Ваша ведущая реп.система должна быть представлена в созданном вами образе информации. Например, для аудиала важно, чтобы летающий мул издавал звуки: мычал, или, может быть, пел. А кинестетику важны ощущения, например, если его погладить :) Дигиталам имеет смысл добавлять кинестетическую компоненту (ощущения от контакта) Но визуальный образ должен быть в любом случае.

После того, как образ создан, мы используем его каждый раз, возвращаясь к материалу. Например, перечитывая главу в книге, снова заходим в помещение и видим/слышим/чувствуем нашего мула. При регулярной практике многих возвратов не потребуется. Со временем, возможо, мы начнем запоминать самые сложные вещи с первого раза и навсегда.

А когда нам понадобится все вспомнить, мы снова заходим в наше помещение и подходим к образу, связанному с воспоминанием. Например, вытаскиваем мула за хвост из шкафа и гладим :) И все само вспоминается.




У меня это дворец, очень красивый и загадочный, как на картинке. В нем есть:
* Зал Общих Знаний. Там находятся концепции, теории и т.д.
* Кабинет Дигитальной Информации. Телефоны, адреса, коды, пароли и пр. записаны на бусинах четок. Я их перебираю и вспоминаю
* Зал Практик. В принципе, то, что делалось много раз, и так хорошо запоминается. Но пусть будет.
* Зал Техник и Приемов, где расположены техники коучинга, НЛП, тренерские фишки и т.д.
* Галерея Лиц. Там на стенах находятся портреты людей, которых мне нужно узнавать. А на подписях их имена.
* Комната Смеха. По ней летают листочки с анекдотами, шутками и пр.
* Спортивный Зал. В нем находятся физические навыки, не обязательно спортивные.
* Наблюдательная Башня. С нее открываются виды на то, что я хочу запомнить: красивые места, ситуации и т.д.
Возможно, еще добавлю Туалет, в котором буду избавляться от ненужных воспоминаний :)

Эта техника важна не только для запоминания и эффективного обучения. Ее активное использование предотвращает развитие деменции, болезни Альцгеймера и прочих возрастных изменений. Лекарств против этого нет, помогает только постоянное обучение или медитации. На курсе есть интервью с Nelson Dellis, чемпионом Америки по запоминанию, который занялся этим после того, как у его бабушки развился Альцгеймер.

А курс хороший, рекомендую. Разумеется, это только малая его часть. У него есть продолжение: Mindshift: Break Through Obstacles to Learning and Discover Your Hidden Potential. Еще на Курсере есть Learning Mindsets & Skills - видимо, аналогичный.

UPD: вот и первый результат: запомнил некий тел, который раньше запомнить не мог. Дигитальную информацию мне удобно записывать на четках. Потом перебираю и считываю. Возможно, некоторые пароли теперь поменяю.

UPD2: в дополнительных материалах курса Mindshift есть советы по запоминанию от Nelson Dellis, чемпиона по запоминанию. В частности, так он советует запоминать имена и лица людей:

Steps:
1: Pay attention
Even if the room is crowded, noisy etc. Just tell yourself: I want to remember this persons’ name. Usually it’s enough!

2: Choose a feature
Usually it is recommended to choose something unchangeable. But Nelson suggests to use the 1st seen. Anything naturally noticed.

3: Take the name and turn it to the picture.
Anything associated with name.

4 (Crucial): Match together picture and feature.
Imagine the picture interlacing, or living, or being on that feature.

5: consolidate all this information and push it into long-term memory by reviewing.
Make an extra effort to think about and test yourself on this person's name.

Вот его видео:



А вот его рекоммендации по технике Чертоги Памяти:


Он рекомендует выбирать знакомые места, а не сказочные дворцы.



Tags: coaching, education, psychology, training
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments