Дима Руттер (dima_r) wrote,
Дима Руттер
dima_r

Categories:

Коучинг и классификация ценностей

Я сейчас хожу на большой курс коучинга в Технионе от ИКА (איק"א) - Ассоциации коучей Израиля. Методология коучинга, которую там дают, основана на личных ценностях человека. В принципе, это совершенно естественно - НЛП тоже этим занимается. Однако НЛП и НЛП-коучинг работают с ценностями "кучей", со всеми сразу, а на курсе нас учат разделять их на группы.

Оказывается, у нас есть ценности "главные" (ערכים המבטאים צרכים ומניעים מרכזים), "внутренние" ערכים פנימיים)) и "внешние" (ערכים חיצוניים).

Главными ценностями человек руководствуется всегда, даже если не осознает этого. Когда они выполняются, нам хорошо, когда нарушаются - нам плохо. Считается, что изменить главные ценности невозможно, это сама основа личности.

"Внутренние" ценности также важны, но не являются основой личности. Они скорее "обслуживают" главные ценности, способствуя их реализации.

А "внешние" ценности определяют наше поведение в обществе, общение с др. людьми и т.д. Они делают возможным выполнение внутренних ценностей. Это в некотором роде наша стратегия продажи себя обществу.

Например, если семья является главной ценностью человека, то он сделает все для ее благополучия и сохранения. Любовь в таком случае может быть внутренней ценностью, которая скрепляет семью. Но не возникнет ситуация, когда, например, человек покидает семью ради любви к кому-то другому. А вот если главной ценностью является любовь, то может оказаться, что семья, являясь очень важной внутренней ценностью, все же существует только ради нее. И человек может уйти из семьи ради любви.

Аналогично, если одной из главных ценностей человека является финансовая безопасность, а драйв и удовольствие от работы - внутренней ценностью, то его легче посадить в "золотую клетку", предложив хорошие условия. А вот если главное - удовольствие от того, чем он занимается, то с неинтересной работы он может сбежать, независимо от условий.

Т.е. у каждого человека существует свой "профиль ценностей" - их распределение по этим группам. Причем, хотя теоретически эти профили могут совпадать, на практике этого не происходит. Рувен Кац, руководитель ИКА и этого курса, говорит, что за 20+ лет работы он не встречал 2х разных людей с совпадающими профилями ценностей.


Я, в принципе, принимаю это. Но мне кажется, что наши ценности (мои, по крайней мере), в значительной степени зависят от внешних условий. Пирамиду Маслоу никто не отменял.

Мне кажется, что именно этим часто объясняется, например, конфликт поколений. У родителей-дедов основной ценностью было элементарное выживание, а дети-внуки на них обижаются: конфетку не дали, юбочку не купили... А с точки зрения старшего поколения это ненужное баловство. Для выживания гораздо полезнее картошка и ватник. И родители правы, просто детям этого не понять - они живут в других условиях.

Но если нынешняя молодежь попадет в те тяжелые условия, через которые прошло старшее поколение (хас ве-халила, разумеется), то, вероятно, ее ценности тоже изменятся. Если сама жизнь человека оказывается под угрозой, то главной ценностью неизбежно становится выживание. Аналогично, тяжелая болезнь, инвалидность и тд тоже могут изменить ценности человека: раньше мечтал быть первым, стал спортсменом, и вдруг бац - здоровье ушло, прикован к постели. Поневоле придется ценности пересматривать (+ надо через личностный кризис пройти...)


Мне кажется, что профиль ценностей человека остается неизменным лишь до тех пор, пока с ним не происходит какая-то глубинная трансформация. Она может произойти из-за изменения внешних условий (война, болезнь и т.д.), или в результате какой-то внутренней работы - это не столь важно. А может и не произойти вовсе. Возможно, профиль ценностей считается неизменным просто потому, что люди, проходящие через серьезные внутренние трансформации, к коучам не ходят?.. ;)
Tags: coaching, nlp, psychology, training, transformation
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments