Дима Руттер (dima_r) wrote,
Дима Руттер
dima_r

Category:

Уровни Грэйвза

В соответствии с теорией Грэйвза, получившей развитие в работах Давида Бома, Кена Уилбера и др, человек в социуме проходит через разные уровни поведения, от самых примитивных, "животных", до высших - "божественных". Причем в каждом из нас заложена и проявляется способность к функционированию на любом уровне.

В современном социуме, естественно, принимаются не все, а только "средние" уровни - самые примитивные, к счастью, уже не нужны, а до высших человечество еще не доросло. Однако, в каком бы обществе мы ни жили, как бы примерно себя не вели, в нашем поведении неизбежно присутствуют паттерны всех уровней. Более того, если какие-то (например, самые примитивные) оказываются подавленными, то и остальные не проявляются правильно. Причем подавленный может неожиданно проявится через неожиданную агрессию или еще как-то.

На тренинге Зеленина мы проходили по уровням Грейвза с помощью игр. Все описывать не буду, только самые запомнившиеся.



Борьба за жизнь

1. Группе современных неандертальцев дается пенопластовый стакан. Остается в живых тот, у кого через минуту останется наибольшая часть пенопласта. Членовредительство запрещено, все остальное - под нашу ответственность.

Я сразу отхватываю изрядный кусок. Потом несколько раз лезу в свалку, но каждый раз отступаю. В результате, мой кусок оказывается большИм, но не наибОльшим - т.е. я погибаю.

Ощущение - блин, все как в жизни! начинаю хорошо, а потом сдаюсь! И даже не в случаях противостояния, а просто при затруднениях. Очень знакомое состояние.

Очень хорошо, что тут все так сконцентрированно - удается заметить паттерны поведения. Мой главный паттерн, сопровождающий отказ от борьбы и проигрыш - ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ.

!!! НАДО ВСЕ ВРЕМЯ ДЫШАТЬ !!!
Особенно когда тяжело.


2. Вызываюсь играть еще раз. Теперь правила изменились: на мате размечен небольшой квадрат. Тот, кто останется на нем через минуту, выживает; остальные погибают.

Найдя лазейку, втискиваюсь на этот квадратик грудью и вцепляюсь в мат. Теперь слежу за тем, чтобы все время глубоко дышать. Цепляюсь изо всех сил. Меня стягивают, мне отрывают ноги, откручивают голову (там 5-8 здоровых мужиков и не менее страшные дамы!) - я не отпускаю мат. Моя жизнь здесь, я имею на нее право и отстаиваю его до конца.

Когда звенит звоночек, оказывается, что я грудью лежу на квадратике, закрывая его целиком. Под меня просунуты чья-то рука и чья-то нога - всем жить хочется :) Но тут уж я ничего не мог поделать - меня все время поднимали в воздух, и другие этим воспользовались.

Ощущение совсем другое. Теперь я знаю, что могу победить, и знаю как. Записываю в себе этот паттерн.


3. Некоторое время назад, на тренинге Баскакова, я тоже участвовал в аналогичной игре. Там мы сидели вдвоем на ковре-самолете, который мог вытянуть только одного. Один должен был упасть и разбиться, тогда другой спасется. Остались оба - оба погибли; слетели вместе - погибли тоже.

Тогда я уступил и слез сам. Дело было не в аргументах, которые приводил оппонент (схоластикой и сам владею ;), и даже не в том, что это была женщина. Просто я совершенно четко ощутил, что не имею достаточных прав на жизнь. Именно это явилось настоящей причиной, все остальное - только маски. А теперь вышло по другому. Тело всегда говорит правду, это голова может соврать.


Я очень рад, что поиграл в эти игры. Ничего "постыдного", "нецивилизованного" в них нет. Мы с вами живем на свете только потому, что когда-то бесчисленные поколения наших предков сумели выиграть в огромном количестве таких игр. Я очень благодарен за это своему роду.



Борьба за власть

Теперь мы объединились в 3 племени и каждое выбирает вождя. Претендующие на это почетное звание играют в "царя горы": выходят на ограниченный участок и стараются вытолкнуть друг друга оттуда. Побеждает и становится вождем тот, кто останется последним. Руки сцеплены за спиной для безопасности.

В нашем племени вышли 4 нехилых мужика, включая вашего покорного, и bubamara.
Дальше рассказывать?










Ну вы уже и сами все поняли











Да, именно так и получилось












2 самых воинственных сразу сцепились. Я улучил момент и выбил оставшегося парня. А потом как-то так вышло, что сцепившиеся покатились, выпали сами и вытолкнули меня. И вождем стала bubamara :)))

Я был полностью в процессе (в бою иначе нельзя), но внутренний наблюдатель все же работал. Сначала присутствовало желание бороться и отстоять свое право на лидерство (даже не завоевать, а именно отстоять! :) Но потом, после шока поражения, пришла внутренняя готовность подчиниться сильнейшему. Я считал, что был бы лучшим вождем, но все равно поддерживал Витнишу.

Я был членом стаи и подчинялся ее законам. Now this is the Law of the Jungle--as old and as true as the sky - Киплинг, Закон Джунглей.

Интересно, что женщины стали вождями в 2х племенах из 3х :))) И после этого феминистки жалуются на "мужской мир"?! Ха-ха 3 раза ;)



Жертвоприношение

Для того, чтобы задобрить грозных богов, каждое племя должно принести в жертву одного из своих членов. Мы были вместе, едины, мы стали товарищами, мы сроднились. Но нашей высшей ценностью является племя, и ради выживания всех необходимо пожертвовать одним.

Мы придумываем ритуал прощания со своей жертвой, после чего передаем своего бывшего товарища в другое племя, где его казнят. А мы, соответственно, получаем и казним их жертву. Все абсолютно безопасно, но очень убедительно и страшно. А главное - жизненно...


2002 год. Кризис в хайтеке уже идет, но фирма Qualcomm, в которой я работаю, пока держится. Условия хорошие, зарплаты высокие, коллектив сплоченный. Недавно всей фирмой съездили в Турцию в отель 5* "all included". Я там пострелял из лука и научился кататься на водных лыжах.

Но Великие Боги в Сан Диего уже стукнули кулаком по столу, и вожди с шаманами начали отбирать первые жертвы...

Уходят первые сокращенные. Ритуал: мы скидываемся на подарки, не скупимся; они приносят тортики. Все натужно улыбаются и говорят красивые слова. Одна уходящая девушка еле сдерживается, чтобы не заплакать. Нам ее жалко, но мы понимаем: они должны уйти ради того, чтобы мы остались. В голове: "ну, этот действительно не очень-то толковый... а без той и вправду вполне можно обойтись..."

Наверное, это очень похоже на СССР 1937г. Черные фары у соседних ворот...

Но вот палец вождя указывает на меня. Черные фары не проехали мимо.

Я хорохорюсь, улыбаюсь, когда узнаю о приговоре (и в игре жертва вела себя точно так же!) Но внутри ощущение - я отверженный. Мое племя отвергло меня. За пределами племени жизни нет. Там можно только погибать. Я чувствую себя обессиленным, опустошенным. Жить больше незачем, невозможно. Хочется лечь и умереть...

Завершением ритуала является возврат company car. Гражданская казнь - сломали шпагу над головой дворянина. Я возвращаюсь домой на автобусе и чувствую себя парией, половой тряпкой, "опущенным" в тюрьме...


Теперь, увидев это с другого уровня существования, я лучше понимаю свои тогдашние расколбасы. Я не просто оказался оторванным от эгрегора - возникло убеждение в своей неспособности подключиться даже к другому эгрегору. Потом я работал и в других фирмах, но уже нигде не смог укорениться так глубоко, как в Qualcomm. Пожалуй, тогда произошло отключение от хайтека вообще.

Более того, это очень похоже на то, что происходит со мною сейчас. Офигительный инсайтик.


После казни жертва возвращается к нам и мы ее "оживляем". Видимо, при этом вновь происходит подключение к эгрегору.
Я не был жертвой, но уверен, что это очень интересный и полезный опыт. В любом обществе, хоть древнем, хоть нынешнем, важно уметь подключаться к разным эгрегорам и отключаться от них. Я пока не знаю, как именно это лучше делать, но такие игры безусловно могут помочь.



Еще на семинаре была война племен, в ходе которой я начал понимать футбольных фанатов; создание идеологии; выборы и т.д. Но все-таки 2я часть, прохождение по высшим уровням, оказалась несколько скомканной. Толи времени не хватило, толи трудно придумать хорошие игры для этих уровней (как сыграть в Боддисатву? :) Мне очень не хватало, например, игры, в которой выигрывает тот, кто организует сотрудничество с наибольшим количеством людей - конкуренция через сотрудничество. А потом то же самое на уровне команд. Так сказать, дойти до современности.

Но все равно было очень здорово. Позже напишу еще.
Tags: coaching, psychology, training
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments